Между подошвой и полом...
Уверена, что каждый человек, когда бы то ни было занимавшийся танцем, хоть раз в жизни задавался вопросом: "Где найти подходящую обувь?" Особенно эта тема актуальна для степистов, чьи требования к качеству обуви, в которой они танцуют, зачастую бывают непомерно высоки. Проблема приобретения ботинок еще может быть названа вполне решаемой, но вот когда дело доходит до постановки на эти ботинки набоек - тут даже те, кто далеко не являются новичками в тэп дэнсе, зачастую попадают в непроглядный тупик. Поэтому я и решилась провести небольшое исследование, результаты которого помогут Вам разобраться в том, какие следует выбирать набойки, как их ставить и каких ошибок не стоит допускать в таком тонком и болезненном деле.
Итак, от простого. Набойки бывают двух видов: те, которые крепятся на каблук, и те, которые крепятся на носок ботинка. Делаются они обычно из дюралевых сплавов, некоторые отечественные - из особо крепких и звонких авиационных сплавов. Отмечу, что раньше, когда не было возможности привозить из-за рубежа хорошие набойки, а отечественные еще не производились, степисты ставили двойные набойки, так называемые "Double Tap": одна алюминиевая пластина крепилась на подошву, а другая - поверх первой, не прижимаясь к ней полностью. Таким образом, получался двойной звук. Сейчас остановились на производстве одинарных набоек, и даже на Чемпионатах, которые проводит IDO, использование двойных набоек запрещено. Что касается формы набоек, то желательно, чтобы набойка-пятка была плоской для устойчивости, а носок - немного выпуклым от подошвы, чтобы можно было изменять наклон стопы без потери звука. Любая набойка внутри полая и должна иметь выход для воздуха (по аналогии с барабанами - каждый барабан, представляющий собой замкнутое пространство, имеет отверстие для выхода воздуха), который может быть как явным - одно или несколько отверстий по бокам - так и неявным, как на набойках Capezio. Кстати, о фирмах. Мировым лидером по производству набоек можно назвать только что упомянутую фирму Capezio, которая выпускает набойки марки "TeleTone Tap", то есть, "звучащие на расстоянии", они и пользуются наибольшей популярностью у степ-профессионалов. Неплохие набойки производят фирмы "Leo's", "London" и другие зарубежные компании. В России же производятся набойки, очень близкие к зарубежным аналогам, но с небольшой потерей в звонкости и крепости.
Теперь о том, как правильно подобрать и закрепить набойки. Ввиду того, что единого стандарта размеров для набоек не существует, и каждая фирма вводит свою нумерацию размеров, набойки лучше всего подбирать на конкретные ботинки путем приложения их к подошве. Края набойки ни в коем случае не должны выступать за края ботинок. Желательно полное соответствие, хотя допустим несколько меньший размер набоек по сравнению с размером подошвы. Крепиться набойка должна так, чтобы задняя часть каблука точно совпадала с задней частью набойки-пятки, а передняя часть носка - с передней частью соответствующей набойки - очень важно, чтобы не было ни отступа, ни выступа. Крепятся обычно набойки либо на шурупы, либо на заклепки. Последние использовать не рекомендуется, так как набойка в этом случае быстрее разбивается, а в просверленные в подошве дырки (если старая заклепка расшаталась) почти невозможно поставить новую заклепку или шуруп. С шурупом же все намного проще - намечаются дырки, шилом делается отверстие, которое смазывается клеем, и внутрь него закручиваются шурупы. Лучше использовать именно шурупы, а не саморезы, которые, в отличие от шурупов, имеют коническую форму и очень быстро выкручиваются. Профессиональные сапожники, ставя набойки, вымачивают подошву. Когда она становится мягкой, они вкручивают шурупы, а позже при высыхании кожа сама сильно зажимает эти шурупы. Необходимо использовать зенкованные (потайные) шурупы - они плоские сверху и уходят в материал, в который вкручиваются (то есть, оказываются "утопленными" в набойке), таким образом, не царапая пол.
Теперь поговорим о материалах, сопутствующих набойкам, так как без них ни одни туфли для степа не будут безопасными ни для пола, ни для самих себя. В первую очередь, это некая загадочная фибра. Представляет она из себя спрессованный картон, пропитанный смолами, и выполняет аж две функции: во-первых, не позволяет набойке вдавливаться в кожаную подошву ботинок, во-вторых, в силу того, что ее плотность выше плотности кожи, отражает звук. Фирма Capezio поставляет фибру в комплекте с набойками. Если же Вы на Ваше несчастье приобрели набойки без фибры - постарайтесь найти мастера, у которого она есть, ибо фибра - это и есть "ум, честь и совесть" набойки. Хотя нет. Совесть - это, пожалуй, другой, не побоюсь этого слова, аксессуар - профилактика. "Профилактика" представляет из себя кожаную или резиновую пластину, наклеивающуюся на ту часть подошвы, которая после постановки набоек все еще соприкасается с полом. Профилактика, во-первых, берет на себя разницу высот набойки и подошвы и нейтрализует ее. Во-вторых, помогает степистам осуществлять некоторые технические приемы. Резиновая профилактика позволяет танцору тормозить при выполнении пируэтов, а любителям "слайдов" я бы посоветовала ставить профилактику из кожи, которая легко скользит по полу. В случае резины лучше всего, если она будет белой (так называемая белая микропорка) - так она не будет пачкать пол.
Такова незатейливая техника подбора и постановки набоек. Теперь скажу несколько слов о ботинках. Ботинки для степа лучше всего прошить, так как вряд ли они долго выдержат нагрузки, которые на них налагают степисты. Пятку и носок рекомендуется делать жесткими, хотя если ботинки шьются для ребенка на вырост - этот вариант неприемлем. Обувь должна быть удобна по ноге, не болтаться, не мешать расслаблять ногу. Многие чечеточники используют такую технику, когда они встают на пальцы, как на пуанты, в таком случае на носок ставится клинышек из кожи, и делать этот прием становится намного легче. Клин также позволяет выровнять подошву так, чтобы носок не торчал вверх, если ногу поставить на полную стопу, в противном случае подошва может не давать стоять на носках.
Полезные советы:
- С помощью силы затяжки шурупа можно регулировать звук набоек: более сильная затяжка дает более глухой звук. Не забывайте при этом, что слишком слабо затянутая набойка может портить пол, поэтому шурупы следует регулярно подкручивать.
- Подтачивайте мелким напильником острые края набоек, опять-таки дабы сохранить цельность полов. Края набоек должны быть гладкие и не цепляться за пол.
- Ни в коем случае не танцуйте на асфальте, камне, кафеле, бетоне. Плотность этих материалов превосходит плотность материалов, из которых изготовлены набойки, и во время удара набойки быстро стачиваются или могут треснуть.
- Если ставите набойки на шурупы, вначале сильно, до отказа затяните их. Можно при вкручивании шурупов капнуть на них клеем (например "супермоментом" или другим, подходящим для склеивания металла и кожи). Позже они немного разболтаются, и получится нормальный звук. Грамотно поставленные на шурупы набойки могут в течение долгого времени не требовать подкрутки.
- Очень важно, что бы вкрученные шурупы были утоплены в набойки хотя бы на 0.5 мм. Тогда они не будут соприкасаться с полом, а значит не будут долгое время выкручиваться и портить пол. Для этого отверстия в набойках, возможно, придется немного раззенковать (рассверлить), так что бы утопить в них головки шурупов.
- Если к набойке пристала грязь, ни в коем случае не скоблите ее. Лучше всего потереть эту грязь пробкой от шампанского, только не делайте это на жаре.
- Никогда не старайтесь приклеить набойку к подошве.
- Если так получилось, что срок жизни набоек превысил срок жизни ботинок, набойки можно переставить на другие ботинки. При этом в случае односторонних потертостей имеет смысл набойку с левого ботинка переставить на правый и наоборот.
Получить более подробную информацию о том, где и как можно заказать и поставить набойки вы можете, обратившись в Московскую ТЭП ДЭНС Федерацию: info@mtdf.ru.
Огромное спасибо Константину Якунину и Константину Невретдинову за подробную консультацию!
Агнета Красильщикова.
Статья перепечатана из журнала "Современные и Эстрадные танцы".
Главный редактор журнала - Андрей Кокоулин.
В этом журнале Вы найдете много интересных статей о степе.