СТЕПИСТ РАССЫПАЛСЯ НА ЧАСТИ. И КАК!..
В моем личном архиве бережно хранится удивительный кинодокумент. Это один из первых советских короткометражных экспериментально-трюковых фильмов, снятый в 1946 году на московской киностудии "Союздетфильм". Он был плодом научно-исследовательской работы талантливых профессионалов кино*.
Вот вкратце что происходит на экране. На пюпитре рояля, за которым сидит блистательный эстрадный пианист Д. Ашкенази, возникает крохотный танцовщик. Исполнив небольшой танец под "Яблочко", он спрыгивает с пюпитра на клавиши, продолжая танцевать на них. Далее взлетает на портсигар, который пианист держит в правой руке (левой продолжает играть), и на этом портсигаре выдает технически сложную чечеточную обойму. Далее опять спрыгивает на клавиши, при этом… рассыпаясь на части, однако эти части его фигуры продолжают танцевать отдельно друг от друга по разным клавишам, но очень слаженно. В конце танцор снова "срастается" воедино и пляшет на пюпитре рояля, как и в начале фильма.
Эта работа и поныне остается художественным и техническим шедевром. А танцевальную партию в ней исполняет мой отец Владимир Борисович Зернов.
Танцевать папа начал в шестнадцать лет, в последние годы НЭПа, когда в стране еще сохранялась относительная свобода для развития и экономики, и искусства. Первым его учителем был старший брат Юрий, который, в свою очередь, пришел в танцы благодаря своей родной тетушке, имевшей маленькую танцевальную группу; она с успехом гастролировала, и не только по России.
К началу папиной танцевальной карьеры на эстраде были модны чарльстон, цыганочка, "матросское яблочко", вальс-чечетка. Именно с таким вальсом отец и дебютировал на сцене вместе с братом Юрием. С тех пор чечетка стала его любимым жанром. Между тем, с конца двадцатых годов она в Советском Союзе подвергалась гонениям со стороны властей как буржуазная забава, чуждая советским людям, вредная для их мировоззрения.
И все же чечетка продолжала жить на эстраде, горячо воспринималась публикой, в немалой мере потому, что ритмические степовые элементы свойственны как раз русским дробушкам и хлопушкам. Особенно существованию и даже развитию жанра чечетки-степа способствовало становление отечественного джаза, в первую очередь - коллектива под руководством Л.О. Утесова. Его выступления представляли собой не просто концерты, а своеобразные спектакли, отличавшиеся высоким уровнем исполнителей и умением связать джазовой музыкой воедино конферанс, пение, танец.
В послевоенные годы отец вместе с моей мамой З.А. Гульельми, окончившей Ленинградское хореографическое училище, работал в джазе Л.О.Утесова и в другом замечательном коллективе - оркестре Э.И.Рознера. Танцы родителям ставили талантливейшие балетмейстеры П.Вирский, Н.Надеждина, В.Варковицкий, А.Радунский. Со временем отец стал создавать номера сам. Когда образовался семейный ансамбль Зерновых, почти весь репертуар творился им.
В ту пору, чтобы провести чечеточные танцы на сцену через рогатки цензуры, приходилось маскировать их различными способами. Например, в поставленном папой в начале 50-х годов номере "Веселые пассажиры" степом имитировался ход поезда, в "Спортивной сюите" им изображались и иллюстрировались различные приемы спорта. Уже в этих ранних постановках и главным образом в тех, которые он создавал позднее для многих талантливых танцоров, отец стремился не только ярко выявить технику чечетки, но и создавать интересный сценический образ, позволяющий раскрыть актерский дар исполнителя. Одним из лучших отцовских номеров, с моей точки зрения, является "Многостаночник", который он придумал для талантливого степиста В.И.Маркова, очень рано ушедшего из жизни. На всесоюзном балетном конкурсе эстрадных номеров в начале 60-х годов номер "Многостаночники" занял второе место.
К сожалению, многое, о чем я рассказал, сохранилось лишь в памяти зрителей, которым довелось увидеть эти интересные работы. Вот почему я так бережно храню пленку с уникальным кинороликом, где запечатлено блестящее искусство моего отца.
Заслуженный артист России Евгений ЗЕРНОВ
*Метод "Оптические перекладки" разработан братьями Никитченко И.С. и Никитченко В.С. Аппаратура изготовлена на "Союздетфильме" при участии мастеров Авика А.Э., Царевского Е.Н., Дюбакова А.А. Главный оператор Кириллов М.Н. Художник-мультипликатор Левандовский В.В. Звукооператор Юрцев С.Г. Второй оператор Алексеев Н.Я. Ассистенты оператора Адамова Л.М., Левчинова В.Я. Руководитель НИР киностудии "Союздетфильм" главный инженер Коноплев Б.Н.
опубликовано в газете "Танцевальный Клондайк"