КАК МОСКВИЧИ ОДНОГО ОДЕССИТА ПОДКОВАЛИ

Фестиваль "Золотая набойка", который состоялся 12-16 мая 2004 года, завершался Гала-концертом в Детском музыкальном театре им. Натальи Ильиничны Сац. Начну с главной интриги концерта - вручения, точнее установки "золотой" набойки, которую жюри присудило в результате просмотра номеров состоявшегося накануне степ - чемпионата России по версии ОРТО. Обладателем почетного приза стал безоговорочно и, конечно, по достоинству одессит Александр Останин. Александр хорошо известен в Москве. Этот элегантный и стильный молодой человек впервые появился на четвертом Московском международном фестивале "Степ-парад 99" и сразу стал не только победителем конкурса, но и добрым талисманом фестиваля. Так было и на "Степ-параде 2000", и на "Степ-параде 2002". К тому же Останин бронзовый призер чемпионата мира IDO 2003 года. На этот раз он увез к себе на Украину русскую "Золотую набойку". Честь и хвала ему, в очередной раз доказавшему свое мастерство. Жаль, что нет пока достойных конкурентов среди русских "степ-чемпионов". Хотя среди них уже есть проверенные и "подкованные" исполнители, сумевшие проявить себя на фестивалях и чемпионатах различного уровня.

Первое отделение концерта доверили открыть почетному гостю фестиваля Владимиру Сергеевичу Сергееву из поселка Березовка Красноярского Края. Появление на сцене немолодых, умудренных годами исполнителей, танцующих русскую чечетку, всегда вызывает симпатию у зрителей. Владимир Сергеевич выступил достойно, темпераментно и азартно. Его выступление было уникальным и по его возрастной категории и по тому, что ему пришлось преодолеть много сотен километров, чтобы выступить в Москве, чего нельзя сказать об остальных участниках - победителях, жителях Москвы и Подмосковья. Спор за "золотую набойку" проходил именно между ними. Юниоры ансамбля танца "Москвич", педагог Константин Якунин, показали развернутую массовую композицию интересную по замыслу, но, к сожалению, не совсем четко и синхронно исполненную. В целом этот коллектив оставляет приятное впечатление. Прелестные дети Класс-центра Сергея Казарновского, и хорошие работы педагога и хореографа Светланы Комиссаровой. Светлана давно, настойчиво и успешно работает с детскими коллективами. Учит их танцевать тэп также динамично и энергично, как это делает сама. О Школе Искусств г. Красноармейска и их руководителе Николае Астапове разговор особый. Это один из лучших российских тэп-центров, который поставляет кадры в творческие ВУЗы и коллективы Москвы. Один из руководителей коллектива Русской школы американского степа - метр Михаил Кушнер-Гусаков, "третий брат Гусаков", и еще руководитель Константин Невретдинов. Этим все сказано. У этих ребят большой потенциал, и я не удивлюсь, если они затанцуют тэп не только на ногах, но и на руках… В Степ-ансамбле г. Ступино, руководитель Александр Мельников, ведется целенаправленная, плановая работа. Это видно, как по той композиции, которую они исполнили в концерте, так и по тем номерам, которые мы видели раньше. В Школе балета им. Ирины Тихомирновой опытнейший руководитель Михаил Тихомирнов знает, как сегодня воспитывать будущих артистов балета. Педагогом по тэп-танцу у них был известный Евгений Зернов, а вот сейчас Константин Невретдинов. Елена Бурова и Максим Заусалин, своей работой доказали, что среди исполнителей мюзикла "12 стульев" плохих не держат. А им было не легко. Они должны были справиться не только с волнением, связанным с выступлением в столь почетном концерте, но и со скользким полом. Невольно вспомнился эпизод из первого "Степ-парада 93". Финская фанера, которую тогда выстелили на сцене Театра Эстрады оказалась необыкновенно скользкой. И можете себе представить удивление американских тэп-денсеров, когда они увидели, как перед началом выступления русские чечеточники дружно, всем миром, шкурили пол, как заправские полотеры. Это надо было видеть! Совсем юный днепропетровец Павел Томниковский был весьма артистичен, убедителен и элегантен. Просто юный денди. Думается, у этого молодого человека хорошая перспектива. "Независимый" Леонид Городецкий с каждым конкурсом и фестивалем растет и в прямом и в переносном смысле. Так держать, Леонид! Нина Шатрова и Татьяна Рыншина своим выступлением сделали хорошую заявку, и показали, что тэп-танец приоритет не только юношей и мужчин. Юные леди в нем также могут быть хороши.

Второе отделение начиналось с церемонии вручения и установки золотой набойки победителю одесситу Александру Останину, о чем уже упоминалось. Церемония несколько затянулась, что, может быть, и хорошо. Это позволило ведущему концерта Дмитрию Исаичеву, проявить свою эрудицию, находчивость и профессионализм. Дальше зрители могли "встретиться с выдающимися мастерами Российского и зарубежного степа, звездами эстрады, театра и кино", - как было объявлено в анонсе фестиваля… В результате возникает ряд вопросов, и, в связи с этим, несколько предложений устроителям фестиваля, стало быть, Московской тэп федерации и ее патрону Общероссийской танцевальной организации. Хотелось бы более тщательного и продуманного подхода к финальной части фестиваля - Гала-концерту на публике. Сейчас есть возможность проводить такие мероприятия с шиком и блеском, коих заслуживает тэп-танец. Здесь, возможно, стоит смелее учитывать опыт предыдущих фестивалей, а их уже было много всяких и разных. Может быть, имеет смысл расширить географию участников, а не ограничиваться только Москвой и Подмосковьем. Тем более что речь идет о соревновании за титул "Чемпиона России по Степу". Сегодня это ко многому обязывает. Тем более что победители будут представлять нашу страну на чемпионате IDO в Ризе. Конечно, есть поговорка "Мал золотник, да дорог", но есть и другая "Не все то золото, что блестит". И, конечно, хочется, чтобы было больше интересных, "чемпионских" номеров, ярких самобытных исполнителей, жанрового и постановочного разнообразия. Но это уже к хореографам и постановщикам.

А пока вернемся к концерту. "Русская школа американского степа" легко исполнила "костюмный" тэп в кринолинах и париках a la Людовик XIV. В очередной раз доказал свое мастерство и мастерство своих учениц Светланы Нетай и Виктории Рыбаковой Олег Федоткин. Убедителен в своем мастерстве и, как всегда, отточено точен, был ансамбль "Аллегро" Ирины Сазоновой. Занятно выглядел специальный номер, который исполнили гость фестиваля известный певец Ренат Ибрагимов, и Ильдус Хамидуллин с Константином Невретдиновым. Оригинальна и самобытна, как всегда, была Светлана Медведева. Номера Олеко Абдуллаева "На четырех ногах" и Константина Невретдинова "На двух руках" мы знаем давно и хорошо. Еще с первого фестиваля "Степ-парада 93". Сейчас это апробированные номера признанных мастеров. Был, конечно, и традиционный сейшн. Как же без традиций. И прекрасно, что еще раз вспомнили первый фестиваль "Степ-парад 93" номером Михаила Кушнера "Подмосковные вечера". Около сотни юных исполнителей из разных школ, на трех сценах Детского музыкального театра им. Н. Сац, увлеченно отплясывали чечетку и поставили убедительный восклицательный знак не только в Гала-концерте, но и во всем фестивальном движении тэп-танца России!

Версия журнала "Балет" для детей "Студия Антре",
№ 5 (16) 2004 г.
Владимир Кирсанов